|
От "Шахтера" к "Шахтару"Нужно сразу принять, как аксиому, одну простую вещь. "Шахтер" со всеми его плюсами и минусами - это частная собственность. По документам - Закрытое акционерное общество. А дальше уже выбор владельца, как развивать эту бизнес-структуру: вкладывать ли в нее деньги, зарабатывать ли на билетах и атрибутике, увольнять ли тренера или устраивать ребрендинг. Слогана "Шахтер" - народная команда" официально никогда не существовало. Эти понты для спартачей. У нас был скромный приз "Вместе с командой", который номинально вручался "Шахтеру", а фактически - болельщикам. Это они, поддерживая и подгоняя (кнут и пряник) футболистов, вытащили "Шахтер" из зоны вылета в 1982-м. И характер тоже был от них - анархисты, но, когда нужно, то, сцепив зубы, будут драться до конца. И вот тут мы подходим к главному - тот "Шахтер" умер вместе с болельщиками в конце 1991 года. Потому что уже весной следующего года стадион стал собирать тысченку-другую зрителей, приходивших скорее "по инерции". Связь поколений и затасканная ныне "верность традициям" оказались нарушены. Точка - ФК "Шахтер" (1936 - 1991). А теперь - киношный монтаж. Очень быстро промелькнут кадры хроники, финалы украинских кубков, золотой гол Белика, катающийся на Канане Зубов, перевязанная голова Сереги Ателькина... Наконец, стадион "Олимпийский" и осень 2007 года. Много собралось здесь тех, кто ходил на "Шахтер" в 1991? А в 1983-м? А в 1979-м? Наверняка нет, а это значит, что в последние годы формируется новый тип болельщика. Какого? Понятно, что проще что-то "лепить" из молодежи. Зачем? Ну, хотя бы для того, чтобы заполнить 50-тысячную арену, которая будет открыта уже через год-полтора. Без проведения специальных исследований, трудно составить психологический портрет активного молодого человека, приходящего на стадион. Но какие-то выводы можно сделать, наблюдая за происходящим на самом "Олимпийском". Ставка сделана, а итог вот он. Из недавно прочитанного: "На новой эмблеме есть молотки и слово "ШахтАр". Это для нас главное. Остальное неважно". Все, видимость влияния на решение клуба соблюдена, как в старые добрые времена: "Идя навстречу пожеланиям общественности". Так как молотки появились на новой эмблеме позже, а связь времен и "верность традициям" осуществлялась до этого за счет присутствия года основания. И только. А чтобы не усомнились, верхняя часть - это не завуалированное слово "Фарш", которое прочитал Артемий Лебедев, а стилизованный тризуб. Ну и контрольный - "ШахтАр"... "Шахтар" атакует"... Это наиболее заметная часть ребрендига - эмблема будет теперь постоянно навиду. Но главное - озвученная цель. Можно растирать слезы по лицу и говорить: "Ну как же, это же наша команда"... Только факты - штука упрямая. Новая цель ФК "Шахтер" - быть послом украинского футбола в мире, и послом мирового футбола в Украине. Глобально. А, коль скоро речь идет о глобализации, то слова "Донецк" на новой эмблеме тоже нет, на чем тоже было акцентировано внимание. Вывод - вместе с ребрендингом получается что-то новое, не привязанная к Донецку, ориентированная на совсем другой тип болельщика, команда... барабанная дробь... "ШахтАр". Как был в конце 80-х баскетбольный "Будивельнык", внезапно переставший быть "Строителем", как появились не так давно "Черкаськи мавпы"... "Шахтар" атакует" - вот так теперь правильно. Чего искренне жаль? Мы не такие же crazy, как в Англии. Потому что уже вчера могла появиться новая команда - "Донецкий Шахтер". Источник: Террикон |